Фамусовская Москва в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» (Первый вариант)


Вы правы: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,

Подышит воздухом одним,

И в нем рассудок уцелеет.

А. С. Грибоедов. Горе от ума

Литературная деятельность А. С. Грибоедова была гораздо шире, чем написание одной только комедии "Горе от ума", но все же в памяти многих поколений он остался автором одного произведения, создателем одного шедевра. И дело даже не в том, что комедия имела потрясающий, выдающийся успех среди современников автора - она переросла свой век и не потеряла своего значения даже в наши дни.

Фамусовы, скалозубы, молчалины и сегодня встречаются гораздо чаще, чем Чацкие. Чем же живут эти люди, к чему стремятся? Идеалом человека для всего "цвета" Москвы является не тот, кто стремлением к познанию и упорным трудом добивается достижения целей. Нет, здесь в почете совсем другие качества. Вот кто является примером:

Он не то на серебре,На золоте едал, сто человек к услугам;Весь в орденах; езжал-то вечно цугом.

Женщины в Москве тоже могли занимать влиятельное положение и пользоваться всеобщим уважением. Вот, например, Татьяна Юрьевна:

Балы дает нельзя богаче,От Рождества и до поста,И летом праздник и на даче.

В мире представителей фамусовского общества ценными считаются не настоящие достоинства человека, а деньги и власть, здесь откровенно охотятся за богатством, чинами, положением в обществе. "Теплые" места здесь держат не для людей с истинными заслугами и талантами, а для друзей и родных:

Как станешь представлять к крестишку ли,

К местечку,Ну как не порадеть родному человечку!..

Татьяна Юрьевна, например, славится не только балами, но и связями. Все хотят поддерживать с ней добрые отношения, поскольку:

Чиновные и должностныеВсе ей друзья и все родные.

Лесть, лицемерие, низкопоклонство среди этих людей откровенно превозносятся в ранг добродетелей. Разными путями тут идут к успеху, поднимаются по служебной лестнице, но все эти дороги - унизительные и оскорбительные, неприемлемые для честного и порядочного человека.

Вот, например, Скалозуб. Добиваясь генеральского чина, он движется по служебной лестнице по головам товарищей, радуясь их неудачам и даже гибели:

Довольно счастлив я в товарищах моих,Вакансии как раз открыты;То старших выключат иных,Другие, смотришь, перебиты.

Еще один способ делания карьеры - лесть, подхалимство, низкопоклонничество перед вышестоящими. Таков был дядя Фамусова, Максим Петрович, который добился места при дворе и высочайшего расположения не личными качествами и талантами, а тем, что

Когда же надо подслужиться,И он сгибался вперегиб.

С помощью услужливости всем, даже "собаке дворника, чтоб ласкова была", делает карьеру в доме Фамусова и Молчалин:

Там моську вовремя погладит!Тут в пору карточку вотрет!

Лучше всего раскрываются все нелицеприятные качества "друзей" и "близких" Фамусова во время бала, где мы оцениваем их не только с точки зрения Чацкого, но и с их позиций относительно друг друга. Графиня-внучка очень язвительно и точно охарактеризовала общество, собравшееся на торжество:

...Ну Фамусов! Умел гостей назвать!Какие то уроды с того света,И не с кем говорить, и не с кем танцевать.

Мы видим мелкие душонки этих людей: тупоумных сплетников, чванливых и праздных болтунов. Для Чацкого они сливаются в "мучителей толпу":

В любви предателей, в вражде неутомимых,Рассказчиков неукротимых,Нескладных умников, лукавых простяков.Старух зловещих, стариков.Дряхлеющих над выдумками, вздором.

Эти люди презирают и ненавидят друг друга, считая лишь себя умными и хорошими. Но на их лицах - лицемерные улыбки и слова восторгов.

Враги просвещения, не имеющие собственных мыслей, а придерживающиеся общественного мнения, считающие, что "грех не беда, молва не хороша", эти нравственные убожества сплачивает в единое целое лишь одно - непримиримая ненависть и злоба к новому свободному образу мыслей, независимости суждений, уму Чацкого. В просвещении, учености видят эти люди угрозу своему теплому, привычному, душному мирку:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,Что нынче, пуще, чем когда.Безумных развелось людей, и дел, и мнений.Очень простой выход в борьбе с этим "злом" находит Фамусов:Забрать все книги бы, да сжечь.

Кичась своей любовью к родному городу ("едва другая сыщется столица, как Москва"), своей стране, эти "патриоты" пытаются сделать вид, что им чуждо и неприятно засилье иностранщины в Москве:

А все Кузнецкий мост и вечные французы,Откуда моды к нам и авторы, и музы:Губители карманов и сердец!

А что же мы видим на самом деле? "Тоску и оханье, и стон" по Франции, книги - французские романы, песни - французские романсы, воспитатели - французские гувернантки. И так во всем:

Дверь отперта для званых и незваных,Особенно для иностранных.

Таким образом, комедия затронула множество "вечных" тем и вопросов, некоторые из которых не решены до сегодняшнего дня. Вследствие этого комедия не утратила своей актуальности и злободневности даже в наше время. Подбирая забавные и красноречивые фамилии для своих героев (Скалозуб, Молчалин, Тугоуховская, Хлёстова), Грибоедов помогает нам не только посмеяться над ними, но и задуматься над этими образами, чтобы не пропустить их в жизни и верно отреагировать на их нравственное и моральное убожество.

 
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: