Максим Горький


Пьеса Горького "На дне" была написана в 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра. Горький долгое время не мог подобрать точного названия к пьесе. Первоначально она называлась "Ночлежка", затем "Без солнца", и, наконец, "На дне". В самом названии уже заложен огромный смысл.

Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже "уже некуда больше идти". Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Только он еще более страшно и реалистично показан Горьким. В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала.

Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самого различного характера и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде, и Пепел, жаждущий правильной жизни, и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе, и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, трагические жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование. Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. В немногих словах рисуется трагизм жизненной судьбы Анны.

"Не помню, когда я сыта была... говорит она. Над каждым куском хлеба тряслась... Всю жизнь мою дрожала... Мучилась... как бы больше другого не съесть... Всю жизнь в отрепьях ходила... всю мою несчастную жизнь..." Рабочий Клещ говорит о безысходной свое доле: "Работы нет... силы нет... Вот - правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо... Вот правда!" Обитатели "дна" выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе.

Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит "дно", неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Погибает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени. И даже здесь, в этом страшном мире отверженных, продолжают действовать волчьи законы "дна". Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из "хозяев жизни", который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна и его жена Василиса своей безнравственностью.

Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставит ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человек, о его призвании, о его силе и его красоте: "Человек вот правда! Все в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит гордо!" Гордые слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель.

И этот контраст приобретает особый смысл... Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому и вкладывает свои мысли Горький в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

«Кто ничего не делает, с тем ничего не станется» (Тема жизнетворчества в прозе М. Горького)

Здравствуйте, Алексей Максимович!
Вы, конечно, удивитесь, получив письмо из 2007 года: ведь прошло уже более шестидесяти пяти лет со дня Вашей смерти.

За эти годы было написано множество статей и монографий, защищено огромное количество диссертаций, посвященных Вашему творчеству. Вас называли великим писателем, продолжателем традиций Л. Толстого и основоположником метода социалистического реализма.
Но в конце XX века обстановка резко изменилась.

А. Солженицын назвал Вас “бездарным и слезливым писакой”, критики, которые еще вчера пели Вам гимны, сегодня бросают в Вас камни.

Принято говорить: “Мертвым не больно”. Но мне почему-то кажется, что Вам очень больно и обидно, поэтому в своем письме я хочу защитить Вас от несправедливых ударов и ответить Вашим недоброжелателям.

Самым обидным мне кажется обвинение в том, что Вы писали не по совести, а в угоду властям. При этом, как правило, упоминают роман “Мать”. Интересно, в угоду каким властям было в 1906 году создано это произведение?!

Я, конечно, не ученый и не литературный критик, поэтому могу говорить лишь о своем личном восприятии этой книги. Для меня “Мать” — гимн материнству, этому самому прекрасному и великому чувству на земле. Только мать, соединенная кровно и духовно со своим ребенком, способна, выражаясь Вашими словами, “достать до облаков”, стать истинным творцом жизни. Любовь к сыну, а не увлечение революционными идеями помогает Ниловне сблизиться с людьми. “Обилие любви, так поздно разбуженной в груди тревожными толчками жизни”, делает ее другим человеком. Во всех острых ситуациях романа побеждают, по существу, материнские чувства, способные перевернуть мир.

Веря в необходимость революционных преобразований жизни, Вы, страшась анархии, обращались к матерям: “Русь не погибнет, если вы, матери, жертвенно вольете все прекрасное и нежное ваших душ в кровавый и грязный хаос этих дней”. Вы призывали к действию, одухотворенному любовью, человечностью, а это и есть жизнетворчество.

В центре всех Ваших книг стоит Человек. Во все тяжкие моменты жизни Ваше сердце всегда пело гимн ему, всегда утверждало идеи гуманизма.

В своих романтических произведениях Вы выдвинули формулу “человек есть жизнь”. Рискну добавить: “Именно от человека зависит, какой будет его жизнь”.

В “Песне о Соколе” перед нами два жизненных принципа, две позиции. Серенькой, трусливой и бесцветной жизни Ужа противостоит радость борьбы Сокола. “Безумство храбрых — вот мудрость жизни!” К числу “безумных” храбрецов принадлежит и Ваш Данко, в котором сочетаются гордость и любовь к людям. “У меня есть мужество вести вас, вот поэтому я и повел вас!” Вероятно, такое слияние и делает человека творцом жизни. Данко ищет свободного, осознанного бытия для всех, и сердце его сгорает во имя любви к людям, не заметившим смерти героя. Но Данко умирает абсолютно счастливым: ведь его жизнь прожита не зря. Искры его горящего сердца недаром голубого цвета, цвета неба.

Алексей Максимович, я очень люблю Вашего Челкаша, сумевшего выстоять, не сломаться в суровой жизни.

Вспомним эпизод, когда Челкаш отдает Гавриле деньги. Как прекрасно раскрыты характеры героев! “Сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо” одного и презрительные слова другого: “Эх, войлок! Нищий! Разве из-за денег можно истязать себя? Дурак! Жадные черти. Себя не помнят. За пятак себя продают!”. Если бы Вы знали, Алексей Максимович, как актуальны эти слова для нашего времени! Люди продают себя, размениваются на мелочи. Там промолчим, там соврем, где-то словчим, не замечая, что при этом страдает душа человека.

Казалось бы, “вор, гуляка” Челкаш явно не творец жизни! Но разве не с осознания своей значимости, не с понимания того, что есть на свете вещи, которые переступить невозможно, начинается духовный рост человека. “Он...никогда не будет таким жадным, не станет таким!..”
В своих произведениях Вы сами творите жизнь, прекрасную, яростную, где нет места слабости, косности, инертности. Поэтому такое место занимает в них музыка, которая постоянно сопровождает Ваших героев: в любви, работе, стремлении к высоким идеалам.

В поэме “Человек” звучит, если пользоваться музыкальной терминологией, гимн тому, кто победил Ложь, Пошлость, Отчаяние: “Он медленно, но твердыми шагами идет по праху старых предрассудков..., за ним — пыль прошлого тяжелой тучей... Так шествует мятежный человек — вперед! И выше! Все — вперед! И выше!”.

Тонкий художник, великий гуманист, вдумчивый исследователь жизни, Вы для меня всегда остаетесь большим русским писателем, который непоколебимо верил в активность человека, направленную на переустройство жизни.

ГЕРОИ РАННИХ РАССКАЗОВ М. ГОРЬКОГО (НА ПРИМЕРЕ ОДНОГО ИЗ РАССКАЗОВ)

М. Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века.

Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес

У читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не

Знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий

Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Тостого,

Знает Максима Горького. Правда, в этом интересе был и некоторый

Налет сенсационности. Людей из низов привлекала сама мысль, что в

Литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший

Жизнь с самых мрачных и страшных ее сторон. Литераторов и

Читателей, принадлежащих к элитарному кругу, личность Горького

Привлекала, помимо таланта, своей экзотичностью: человек видел такие

Глубины "дна жизни", которые до него никто из писателей не знал

Изнутри, на личном опыте. Этот богатый личный опыт дал М. Горькому

Обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние

Годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее

Сопровождали писателя на всем протяжении его творчества. Это, прежде

Всего, идея активной личности. Писателя всегда интересовала жизнь в

Ее брожении. У М. Горького вырабатывается новый тип

Взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместо формулы

"среда заела", которая была во многом определяющей для литературы

Предшествовавших 90-м годам XIX столетия лет, у писателя звучит

Мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. С

Самого начала произведения М. Горького распадаются на два типа:

Ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же,

Высказываемые автором в них, во многом близки.

Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по

Жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его

Ранние рассказы - "Макар Чудра", "Старуха Изергиль". В первом из них

Писатель по всем законам романтического направления рисует образы

Красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской

Литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших

Символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает

Роман (бессмертное произведение)тический конфликт между чувством любви и стремлением к воле.

Разрешается он гибелью героев, но эта гибель не воспринимается как

Трагедия, а скорее, как торжество жизни и воли. В рассказе "Старуха

Изергиль" повествование также строится по романтическим канонам.

Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия: герой -

Повествователь - носитель общественного сознания. Ему говорится: "...

Стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны". Ему

Противостоит мир романтических героев - красивых, смелых, сильных

Людей: "Они шли, пели и смеялись". В рассказе ставится проблема

Этической направленности романтической личности. Роман (бессмертное произведение)тический

Герой и другие люди - как складываются их взаимоотношения? Иначе

Говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда. Как и

Положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят

Среде. Это, очевидно, проявилось в образе сильного, красивого,

Свободного Ларры, который открыто нарушил закон человеческой

Жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.

Ему противопоставлен герой Данко. Рассказ о нем построен как

Аллегория пути людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету.

В Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот

Написан по канонам романтической традиции. Данко так же, как и

Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями

Пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при

Этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена

Отрицательными характеристиками ("Данко смотрел на тех, ради

Которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей

Стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства"). Данко -

Герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного

Самопожертвования. М. Горький реализует, делает буквальной

Распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя

Перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этого сам он не

Перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается

К нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: "Люди же,

Радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что

Еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один

Осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое

Сердце ногой".

Горьковская легенда о Данко была активно использована как материал

Для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример

Для подражания, позднее был широко привлекаем официальной

Идеологией, усиленно внедрялся в сознание молодого поколения (были

Даже конфеты с названием "Данко" и с изображением на обертке

Горящих сердец). Однако у М. Горького все не так просто и однозначно,

Как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой

Писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту

Непонятности и враждебности ему среды, массы. В рассказе "Старуха

Изергиль" явственно ощущается присущий М. Горькому пафос

Учительства. Еще явственнее он в особом жанре - песнях ("Песня о

Соколе", "Песня о Буревестнике"). Сегодня они воспринимаются скорее

Как забавная страница истории литературы и не раз давали материал

Для пародийного осмысления (так, в период эмиграции М. Горького

Появилась статья с названием "Бывший Главсокол, ныне Центроуж").

Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества

Проблему, сформулированную в "Песне о Соколе", мне бы хотелось

Обратить внимание: проблема столкновения героической личности с

Миром обыденности, с обывательским сознанием. Эта проблема во

Многом развита М. Горьким и в его реалистических рассказах раннего

Периода.

Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна,

Опустившегося, нередко спившегося бродяги - в те годы их принято

Было называть босяками. М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к

Ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях,

Заслужив определение "певец босячества". В самой этой теме не было

Полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX века.

Новизна была в авторской позиции. Если люди вызывали прежде всего

Сострадание как жертвы жизни, то у М. Горького все иначе. Его босяки

- это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые

Сами эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько

Отвергающие. Пример этого можно видеть в рассказе "Коновалов". Уже

В начале писатель подчеркивает, что у его героев была профессия, он

"прекрасный пекарь, умелец", им дорожит хозяин пекарни. Коновалов

Представляет собой одаренную натуру, одарен живым умом. Это

Человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней

Обыденного, безгеройного существования: "Тоска она, канитель: не

Живешь, а гниешь!". Коновалов мечтает о героической ситуации, в

Которой могла бы проявиться его богатая натура. Он говорит о себе:

"Не нашел я себе места!". Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса

Бульбы. В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и

Уходит от нее, в конце концов трагически погибая. Сродни ему и

Другой горьковский герой из рассказа "Супруги Орловы". Григорий

Орлов - один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем

Творчестве М. Горького. Это человек сильных страстей, горячий и

Порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни. Временами ему

Кажется, что он его нашел - например, когда он работает санитаром в

Холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла

И возвращается к своему естественному состоянию бунта,

Противостояния среде. Он способен многое сделать для людей, даже

Жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть

Мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он

Говорит о себе: "А горит сердце большим огнем ". М. Горький относится

К таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием.

Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем

Этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской

Жизни XX века: стремление человека к героическому деянию, к

Подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к

Повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным

Героического ореола. Люди такого типа, как это предугадал писатель,

Могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий,

Войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном

Течении человеческой жизни. Сегодня проблемы, поставленные

Писателем М. Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как

Актуальные и насущные для решения вопросов нашего времени.

Жанр литературного портрета - Горький

Культура здесь совершенно потрясающая... Это такая громадная начитанность, это такая громадная власть над языком, над всеми эпохами, над культурой... над переживаниями самых различных людей...

А. Луначарский

Существует распространенное мнение, что роман М. Горького \"Жизнь Клима Самгина\" труден для восприятия. Это, несомненно, верно, ибо, как всякое необычайно многогранное и подлинно глубокое художественное произведение, оно не только духовно обогащает читателя, но и требует от него определенной эрудиции, высокой культуры, большой интеллектуальной активности. В \"Жизни Клима Самги-на\" нашло отражение почти все, что характеризовало историческую и духовную жизнь России конца XIX - начала XX в. Летопись знаменательных событий начинается в \"Жизни Клима Самгина\" с отчаянной борьбы героической горстки революционеров-народовольцев против бездушного механизма самодержавия.

Образ Самгина имеет огромное национальное и мировое значение. В романе нет ни одной сюжетной линии, которая не была бы непосредственно связана с Самгиным. Горький поставил его свидетелем целой эпохи русской общественной жизни. Автор нарисовал сложный, емкий и психологически тонкий портрет Клима Самгина. Какая бы ситуация ни изображалась в романе, автора интересует поведение Самгина в данной ситуации, его точка зрения, его переживания. Литературный портрет - это не только описание внешности персонажа, но и показ его внутреннего мира, его души. Самгин - это основной массив русской буржуазной интеллигенции конца XIX - начала XX в. Все оттенки ее психологии, все ее колебания, блуждания и тайные вожделения запечатлены в его образе. Психологический портрет получил широкое распространение в реализме XIX в. Таким образом, в каждом литературном произведении литературный портрет соответствует особенностям его содержания и формы, составляет один из моментов его художественного своеобразия.

Самгин - это образ, в котором нашли наиболее полное и глубокое выражение все наблюдения Горького над русской буржуазной интеллигенцией.

Его жизненное предназначение - быть не участником, а наблюдателем \"со_ стороны\". К Самгину Горький относится не только отрицательно, но и с несомненной иронией. Критическое, отрицательное отношение автора к своему герою не находит резких проявлений, а обычно чувствуется \"как подтекст\". Жизнь Клима Самгина раскрыта Горьким как жизнь человека, постоянно находящегося в процессе мучительных исканий, но не способного что-либо найти, до конца самоопределиться.

Смысл горьковской эпопеи не может быть полностью раскрыт без уяснения ее композиционной структуры. Клим Самгин дан Горьким в окружении множества персонажей, рассеянных по страницам четырехтомной эпопеи.

Но они не \"действующие лица\" в обычном смысле слова, с особыми сюжетными функциями; это \"голоса эпохи\", воссоздающие картину духовной, общественной, политической жизни России. Однако сюжетно не связанные персонажи в то же время внутренне объединены в стройную систему образов, подчиненных общему идейному замыслу произведения.

С рядом персонажей Самгин перекликается идеологически. Его взгляды дополняются чужими устами. И психологически он то и дело, порою к собственному удивлению, ощущает свое родство с самыми различными лицами. Он испытывает к ним своеобразное тяготение, зачастую смешанное с раздражением или обидой, то оскорбляясь унизительным сходством, то завидуя опередившим его. Самгин окружен своими подобиями, неполными отражениями. Идеологически - они договаривали недосказанное им; практически - доделывали недоделанное. Самгин характеризуется половинчатостью, отсутствием смелости, отчетливости, он человек полумужества, полумысли, полудействия.

Роман (бессмертное произведение) \"Жизнь Клима Самгина\" - это не только историческая хроника. С первых же страниц романа ощущается философская направленность произведения. В ходе работы над романом Горький писал: \"На всем протяжении романа показываю, как формируются большевистские идеи\". В произведении выступают представители различных классов, сословий, партий, течений. Сталкиваются различные теории, идеи, взгляды. \"Жизнь Клима Самгина\" - роман идеологический, насыщенный атмосферой высочайшей интеллектуальности. Его можно назвать образцом социально-философского и социально-бытового романа.

Значение творчества М. Горького в мировой литературе

Величие и мировое значение творчества Горького заключается в том, что, выступив в эпоху начинающегося крушения капитализма, художник выразил в своем искусстве идеи, чувства и стремление русского пролетариата, отразил его общественную практику, отдал свои силы подготовке первой в мире социалистической революции, а после ее победы — созиданию коммунистического общества и новой советской культуры. Описание событий в романах и других произведениях Горького уже с начала 20 века, а особенно после Октябрьской революции оказывает огромное влияние на культуру и общественную жизнь, на развитие советской литературы и мировую прогрессивную литературу. Традиции Горького продолжили советские писатели, обогатившие новыми достижениями искусство социалистического общества.

Прочные творческие и духовные связи объединяли Горького с прогрессивными писателями Западной Европы и Америки: Р. Ролланом, А. Франсом, А. Барбюсом — во Франции; Т. Драйзером, Джеком Лондоном — в Америке; М. Андерсеном-Неске — в Дании и др.

Р. Роллан подчеркивал, что “...никогда и никому, кроме Горького, не удавалось столь великолепно связать века мировой культуры с революцией...” Б. Шоу отмечал, что “...герои Горького несли в себе революцию...” В глазах зарубежных писателей Горький являлся главным представителем искусства нового мира, созидаемого в СССР. Влияние Горького распространилось на литературу и общественную жизнь не только Запада, но и Востока.

Художественный опыт Горького в изображении человека, характер которого формируется в ходе революционной борьбы, оплодотворил творчество многих передовых художников мира. Один из основателей новой реалистической литературы Китая Лу-Синь писал: “Он — учитель литературы новой эпохи, имя Горького является олицетворением нового периода в истории мировой литературы”.

Описание событий в романах и других произведениях Горького служит великим примером для передовых писателей всего мира, воодушевленных идеями демократии и социализма.

Отклики критики на произведения Горького в России и других странах были весьма многочислен ны. Уже с конца 90-х годов появились не только статьи и рецензии, но и отдельные брошюры — Дилло-на (на английском языке) и других. Вокруг творчества Горького завязалась литературная борьба. Консервативная критика Меньшикова и других обрушилась на Горького за изображение “грязи” жизни и объявила его вредным бунтарем. Либеральная наука Венгерова пыталась ввести произведения Горького в рамки буржуазной литературы, сближая ее романтику с романтикой декадентов. Восприятие молодого Горького преимущественно как романтика надолго оставило след в русском и зарубежном “горь-коведении”. После появления “Врагов”, “Дачников”, “Матери” декадент Гиппиус повел кампанию против него, объявил конец Горького как художника. Положительно оценивая Горького, Г. В. Плеханов критиковал большевистскую настроенность писателя.

В 1923—1924 гг. было выпущено в Берлине собрание сочинений Горького в 22 томах, в значительной части редактированное автором. Особое значение приобрело 30-томное собрание сочинений (1949—1955), включающее не только художественные произведения, но и критические статьи, избранные письма.

Еще одно доказательство огромного значения творчества Горького в мировой литературе — это музеи Горького в Казани, Куйбышеве, Герингсдорф-фе (Германия), селе Мануйлове Полтавской области, Марианске-Лазне (Чехия).

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ А. М.ГОРЬКОГО

Прежде чем начать писать, я задаю себе
три вопроса: что хочу написать, как написать
и для чего написать.

А. М.Горький.

Недавно узнал, что Горький вносил большие суммы в партий-
ную кассу большевиков и был одним из главных их, выражаясь
современно, спонсоров. Думаю, что пролетарское происхождение
писателя, его бродячая жизнь в юности и раннее знакомство с
революционерами способствовали тому, что Алексей Максимович
близко сошелся с людьми, которые поставили своей целью пол-
ностью изменить мир путем насилия. Но эти связи очень сильно
отразились на его творчестве.

В наследии любого писателя что-то может нравится, а
что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в
восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного
творчества А. М.Горького. Ранние его произведения - романти-
ческие песни и легенды - составляют впечатление соприкосновения
с настоящим талантом. Это - подлинное искусство - возвышенный
слог и сказочная метафоричность "Песен" о Соколе И Буревестни-
ке. Из них вошли в наш язык такие блестящие выражения, как,
например, "Безумство храбрых - вот мудрость жизни!", "Рожденный
ползать - летать не может!" и другие. Легенды о Ларре и о Дан-
ко, взятые отдельно, являются замечательными образцами роман-
тической сказки. Великий мастер сумел соединить их в одном
произведении - "Старуха Изергиль", героиня которого тоже, ка-
жется, взята из легенды.

Роман (бессмертное произведение) "Мать" долгое время считался центральной книгой
писателя. Главным доказательством этому суждению служили слова
Ленина о своевременности романа, поскольку многие рабочие
участвовали в революции несознательно. Но если художественные
достоинства литературы мерить только политической направлен-
ностью, она вымрет, выродится. И в этом романе чувствуется,
что Горький - выдающийся писатель. Страницы, посвященные пере-
живаниям Ниловны, например, оставляют очень сильное впечатле-
ние. Образ же Павла кажется довольно ходульным. Думая о нена-
висти революционеров к правительству, удивляешься мягкости об-
ращения с ними. В "тесной" тюрьме сидят в камерах всего по
трое - четверо, книги читают, свободно разговаривают, передачи
принимают без ограничений. Тут же вспоминаются страшные карти-
ны сталинских лагерей, нарисованные в произведениях Шаламова,
Солженицына, Домбровского и других. Можем сравнить и с тем,
что сейчас творится в наших лагерях... И как подумаешь, что к
этому привели страну такие, как Павел Власов...

Но самое главное, что делает роман "Мать" неприемлемым
для нас ( как и поэмы Маяковского, и "Поднятую целину" ),-это
оправдание идеи насилия, необходимости революционного диктата.
С бедностью, неграмотностью, несправедливостью нужно было бо-
роться, но не кровавым террором. И не такими, как горьковский
Сатин (пьеса "На дне" ) или Челкаш (рассказ "Челкаш"), было
заменять горьковских же Артамоновых или Гордеевых ("Дело Арта-
моновых", "Фома Гордеев"). А именно это и случилось.

После романа "Мать" писатель создал еще немало выдающихся
произведений, например, трилогию о своей жизни. Но сотрудни-
чество с новой властью немало повредило ему. И я порой думаю,
как же Горький отвечал на свои три вопроса ( смотри его выска-
зывание в эпиграфе), когда писал о работе заключенных на Бело-
моро - Балтийском канале?

Мне всегда интересно знакомится с книгами Алексея Макси-
мовича. Неправы те, кто говорит о том, что нужно отбросить его
за ненадобностью. Они видят в его творчестве одно плохое. Оно
и вправду было противоречивым. Однако, как сказал индийский
писатель Р. Тагор, если закрыть дверь перед ложью, то как в нее
войдет истина?

Поэтому не будем закрывать двери, пусть судьей станет
время. Но я думаю, великий писатель заслужил себе право
навсегда остаться в памяти людей.

МОЙ ЛЮБИМЫЙ ГЕРОЙ В РОМАНЕ А. М. ГОРЬКОГО "МАТЬ"

"Достойный человек это не тот, у которого нет недостатков, а тот, у которого есть достоинства". Я не помню, кому принадлежит эта фраза, и поэтому не привожу ее в качестве эпиграфа, но она очень точна и без нее не обойтись. Люди могут вызвать симпатию своей эрудицией, смелостью, темпераментом да мало ли достоинств у человека. Но главное его достоинство, на мой взгляд, это целеустремленность, готовность идти до конца по выбранной дороге, душевное отношение к людям.

Целеустремленность является как бы стержнем, без которого характера, в общем-то нет: человек или мечется из стороны в сторону, отыскивая себя, или просто плетется по жизни, не особенно раздумывая над таким, казалось бы, естественным вопросом: "А кому, откровенно говоря, я нужен?" Разумеется, цель должна быть нравственной. Вторым необходимым качеством человека является душевность, способность внимательно и заинтересовано относиться к чужим судьбам, делам, умение быть приятным для людей, помогать им по мере сил. Андрей Находка органически сочетает в себе эти качества. Идя в ногу с Павлом по пути борьбы, Андрей дополняет то, что не достает другу.

Если Павел бывает порою резок в своей категоричности и может обидеть самого дорогого человека мать, то Андрей необычно деликатен, чуток. Он хочет обучить грамоте Ниловну, однако, заметив, что женщина стесняется своей темноты, больше не напоминает ей об этом. Он может развеять тяжелую злобу Весовщикова на весь мир и сделать из парня сознательного бойца революции. Он своей улыбкой, смехом поднимает настроение в самые горькие минуты, и недаром его так любит мать Павла.

Человек очень умный, глубокий, он умеет рассказывать о сложных и трудных вещах неграмотной Ниловне так, что ей становится просто и понятно. Он смел: на первомайской демонстрации он идет рядом с Павлом и готов закрыть друга своим телом от пуль. Андрей борется за освобождение рабочих; цель его жизни борьба, и он не отступает от этой цели ни на шаг. Он готов пожертвовать своим личным счастьем, отказаться от любимой девушки, от самого дорогого, что только может быть. Да, ему это далось нелегко, но и я не могу представить себе человека, которому это далось бы легко. Андрей Находкаодин из лучших литературных героев, кто остается в памяти надолго. Простой, добродушный, мягкий, этот человек готов пожертвовать жизнью ради своих убеждений.

Его не могут сломить ни тюрьмы, ни ссылки, и даже смерть. Он не может не нравится. Но, думая об Андрее и его революционной борьбе, нельзя отделаться от мысли, от вопроса: почему потом, в тысяча девятисот семнадцатого году и после, эти люди, которые боролись за счастье народа, принесли ему столько горя, почему они стали такими жестокими? Мне кажется, если представить себе дальнейшую судьбу героев романа "Мать", если они не погибли где-нибудь в ссылке, тюрьме или на фронтах мировой войны, если не разочаровались в революции, то мне видится следующее: пути Андрея и Павла разошлись бы.

Павел, с его жестким характером и фанатизмом, встал бы вместе с такими, как матрос Жухрай из романа Островского, чтобы крушить и сметать все на своем пути, не останавливаясь ни перед казнями, ни перед насилием или террором. Многие из этих людей, наверное, рассуждали так же, как генералы из романа В. Гроссмана "Жизнь и судьба": "Людей у нас много, а техники мало. Человека сделать всякий дурак сможет, это не танк, не самолет. Если ты людей жалеешь, не лезь на командную должность!" И они, действительно, не жалели людей. Мне кажется, что Андрей Находка в 17-18 годах оказался бы в ряду тех революционеров, которые осудили большевиков за их торопливость, нежелание считаться с мнением народа и других партий, за террор и насилие. А если бы он пережил 1918 год, то, наверное, оказался бы в рядах Белой Гвардии.

Сколько их, бывших членов РСДРП, партии эсеров, было там! А может быть, он ушел бы из партии уже после революции 1905 года, как десятки тысяч других? Кто знает? Ведь любовь к людям и революционное насилие плохо совместимы. Сегодня тоже совершается революция. Почти бескровная, правда, хотя и сегодня есть жертвы, но трудная. И мы видим, что вместе с настоящими борцами за демократию появляются всякие авантюристы, вроде Жириновского, а то и просто погромщики. Наверное, так было и в начале века: вместе с настоящими революционерами было много всякого отребья. Ах, если бы революцию делали только такие, как Андрей Находка!

Мнимые и подлинные хозяева жизни в изображении Горького

Пешков не любил выдумывать, хотя и был романтиком. И его псевдоним - Горький - отдает легким кокетством юного писателя. Впрочем, в детстве и отрочестве жизнь вовсе не радовала будущего писателя.

Его отношение к чтению было похоже на попытку вырваться из реалий мрачной обыденности. Как в наше время кое-кто прячется от действительности в иллюзию виртуального мира, так и он пытался защитить свою детскую психику от жестокого быта при помощи терапии литературного вымысла.

Ярко представляю себе полуголодного, избитого хозяином мальчика, ловящего отраженный свет луны и направляющего эти скудные лучи на заветную книгу.

Конечно, все было не так просто, как видится через время. Такие титаны мысли, как Ломоносов, Пешков, Лев Толстой, были генетически нацелены на знания. И ухитрялись их получать, несмотря на любые обстоятельства. Как знать, если бы детство Горького было схоже с детством Толстого, он, возможно, добился бы еще большего, чем слава писателя и справедливого человека. Не исключено, что он стал бы доктором каких-нибудь наук, академиком, известным ученым или крупным политическим деятелем.

Но писателем он стал и без благодатных условий. Напротив, все его окружение "было направлено на то, чтобы из мальчика получился заурядный работяга, алкаш и хулиган. И так бы и свершилось суровое воплощение среды, если бы не книги, в которых он нашел иные идеалы и которые определили его нравственные цели.

Известно, что уже первые литературные опыты Пешкова были приняты критикой и читателями благосклонно. Хотя и не всеми. Слишком натуралистично (хоть и в легком флере романтики) отображал он жизнь. В этом его литературная судьба немного походила на судьбу Джека Лондона, суровая реалистичность творчества которого была частично воспринята отрицательно. Привыкшие к определенной сентиментальности и счастливым концам читатели одновременно восторгались и ругались на автора, окунувшего их в жестокий мир их эпохи.

Да, писатель сам иной раз следовал стилю массовых романов того времени, ограниченных сюжетно и стилистически.

Но талант не способен жить в установленных рамках. После "Челкаша" появляются вполне зрелые произведения, в которых мастерство писателя развертывается в полную силу. Особое место среди них занимают биографические книги. Они не просто реалистичны, но и полифоничны, так как через судьбу мальчика показана эпоха во всем ее многообразии.

В конечном итоге каждый писатель пытается через собственное творчество найти свое понимание истины. И для каждого эта истина разная. У де Сада истина в половых извращениях и не человеческой жестокости. У Ницше она заключается в реализации идеи сверхчеловека. У Распутина - в восхвалении нравственной чистоты деревенских жителей. У Горького разные книги в разном контексте трактуют это понимание.

"Мать" - почти заказная книга, в которой истина приобретает навязанную идею коммунизма "по-ленински". Роман (бессмертное произведение)ы о судьбе купечества, наоборот, многоплановы. И судьбы героев вовсе не однозначны.

"В людях" - откровенная и прозрачная жизнь маленького человека, который старается стать достойным человеческого звания.

И в создании этого произведения огромную роль сыграли те книги, которые герою удалось - часто украдкой - прочитать.

Ранний романтизм Горького

В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением
трех томов "Очерков и рассказов" нового писателя - М. Горького. "Боль-
шой и оригинальный талант", - таково было общее суждение о новом писа-
теле и его книгах.

Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных пере-
мен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно
ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких
рассказах, как "Челкаш", "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", в револю-
ционных песнях. Герои этих рассказов - люди "с солнцем в крови", силь-
ные, гордые, красивые. Эти герои - мечта Горького. Такой герой должен
был "усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против дейс-
твительности, против всякого гнета ее".

Центральным образом романтических произведений Горького ранне-
го периода является образ героического человека, готового к самоотвер-
женному подвигу во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии
этого образа имеет рассказ "Старуха Изергиль", написанный в 1895 году.
В образ Данко Горький вложил гуманистическую идею о человеке, который
все силы отдает служению народу. Данко - "молодой красавец", смелый и
решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко прино-
сит в жертву самого себя. Он любит людей. И вот его молодое и горячее
сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака. "Что
сделаю я для людей!?" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками
разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его
над головой". Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца,
Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. "Кинул взор вперед
себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на
свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер". Умирает Дан-
ко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя жив, как образ ге-
роя-освободителя. "В жизни всегда есть место подвигам", - говорит ста-
руха Изергиль. Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький
вложил в свою знаменитую "Песнь о Соколе", написанную в 1895 году. Со-
кол - олицетворение борца за народное счастье: "О, если б в небо хоть
раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам моей груди и... захлеб-
нулся б моей он кровью! О счастье битвы!.." Соколу присущи презрение к
смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспева-
ет "безумство храбрых". "Безумство, храбрость - вот мудрость жизни! О,
смелый Сокол. В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время - и кап-
ли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много
смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!"

В 1901 году Горький написал "Песню о Буревестнике", в которой
с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции.
Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: "Буря! Скоро
грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над реву-
щим гневно морем, то кричит пророк победы: "Пусть сильнее грянет бу-
ря!"

Буревестник - воплощение героизма. Он противопоставлен глупому
пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей:
"Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно
морем". Журнал "Жизнь", в котором была напечатана эта песня, был зак-
рыт.

Современник Горького А. Богданович писал: "От большинства очер-
ков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется
бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отлича-
ются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и от-
верженности".

Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне")

Во все века человек стремился к познанию своего "я". Одна из основных, может быть, главных целей искусства - в раскрытии этой тайны. Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее - в той или иной степени этого добивается каждый писатель. Особенно это свойственно русской литературе с ее глубочайшими нравственно-философскими корнями. Проблему добра и зла, силы и слабости человека пытались разрешить великие умы, люди, много выстрадавшие и испытавшие на себе - Пушкин, Толстой, Достоевский.

Горький столкнулся с этой проблемой очень рано. Уже в первых произведениях молодого писателя проявился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения. И позже опыт жизни не притупил таланта, вера в свою правоту лишь окрепла.

Уже в самом начале своего рассказа старуха Изергиль делит людей на "стариков с детства" и "юных, которые любят". Это очень важно для Горького. Яркие, сильные люди всегда были привлекательны для него.

Один лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку истинной силы. Таков Ларра - герой первой легенды. Недаром его отец - орел - житель холодных вершин. Гордости, уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а слабость. В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры.

В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература. Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не вы - держивает испытания одиночеством. В более поздних произведениях Горький усложняет вопрос: одиночество среди людей - следствие ли это силы или слабости? И дает ответ: сильный не может быть одинок, он всегда среди людей - пусть чуждых ему по духу, но страдающих. И это понимает Сатин после встречи с Лукой.

Но взгляды этих героев все же расходятся в основном. Лука считает, что слабый должен найти в жизни опору и обязанность сильного - помочь ему в этом. Сатин уверен, что, действитель - но, сильному не нужна опора и ждать лучшего будущего в бездействии - не для настоящего человека. Он приходит к этому убеждению не сразу. Мы можем следить за его развитием по ходу пьесы. При первой встрече с обитателями ночлежки мы видим, что перед нами люди глубоко страдающие и одинокие. Попав на самое дно жизни пос - ле многих лишений, они стали безжалостны к себе и к другим. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая никого и не желая быть услышанным. Ответ на жалобы - смех, издевательства.

Барона, живущего за счет Насти, лишь забавляют ее слезы и фантазии. Клещ презирает всех: он, "рабочий человек", вырвется из ночлежки, он не таков, как все ее обитатели. И только после смерти Анны, продав все свои инструменты, потеряв всякую надежду, он понимает и принимает их как товарищей по несчастью. Каждый герой пьесы ищет опору в уходе от жестокой реальности. Наташа, Васька Пепел мечтают о будущем. Анна надеется на успокоение после смерти. Актер "грезит" о прошлом, с каждым разом расцвечивая его все более яркими красками. Настя, у которой нет ни прошлого, ни будущего, уходит от настоящего в воображаемый мир "чистой любви".

Лука попытался перенести их мечты в реальный мир, и они потерпели крах одна за другой. Ведь эти мечты не облегчают реальности, а лишь в малой степени заменяют ее. Всем им остается лишь беспробудное пьянство, ибо пробуждение страшно. Лишь сильный человек, утверждает Горький, способен смотреть в лицо реальности. Но без цели в жизни, без уверенности в своих возможностях изменить мир он не способен противостоять невзгодам. И мы видим людей, сильных духом, но не знающих долга перед собой и окружающими. Бубнов, которому многое дано, уже утратил себя. Барон издевается над всеми и быстро теряет человеческие черты. Сатин лишь в начале этого пути.

Кто знает, какая судьба ждала его, не появись в ночлежке Лука. Недаром Сатин позже скажет, что Лука подействовал на него, как кислота на потускневшую монету. Сатин понимает, что назначе - ние сильного - не утешать страдающих, а искоренять страдание, зло. Это - одно из самых твердых убеждений Горького. Для Горького - сила - в стремлении вперед "к свободе, к све - ту". Лишь горячее сердце и сильная воля, вера в победу помогут пройти этот путь. И память о тех, кто на этом пути пожертвовал собой ради других, как звезды - искры сердца Данко, будут освещать дорогу идущим следом.

Сюжеты и герои ранней романтической прозы М. Горького

В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов "Очерков и рассказов" нового писателя - М. Горького. "Большой и оригинальный талант", - таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких рассказах, как "Челкаш", "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", в революционных песнях.

Герои этих рассказов - люди "с солнцем в крови", сильные, гордые, красивые. Эти герои - мечта Горького. Такой герой должен был "усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее".Центральным образом романтических произведений Горького раннего периода является образ героя, готового на подвиг во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ "Старуха Изергиль", написанный в 1895 году. В образ Данко Горький вложил гуманистическое представление о человеке, который все силы отдает служению народу. Данко - "молодой красавец", смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко приносит себя в жертву. Он любит людей.

И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака. "Что сделаю я для людей!?" - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе грудь, и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой. Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. "Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер". Умирает Данко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя живет как образ героя-освободителя. "В жизни всегда есть место подвигу", - говорит старуха Изергиль. Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую "Песню о Соколе", написанную в 1895 году.

Сокол - олицетворение борца за народное счастье: "О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам моей груди и... захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!.." Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу.

В образе Сокола Горький воспевает "безумство храбрых". "Безумство, храбрость - вот мудрость жизни! О, смелый Сокол, в бою с врагами истек ты кровью. Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!" В 1901 году Горький написал "Песню о Буревестнике", в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: "Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы: "Пусть сильнее грянет буря!"

Буревестник - воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: "Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем".

Журнал "Жизнь", в котором была напечатана эта песня, был закрыт.

Современник Горького А. Богданович писал: "От большинства очерков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности".

 
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: