Моцарт и Сальери как типы художников, разрастание страсти, одержимость старостью, которые делают человека преступником (по трагедии А. С. Пушкина)


В трагедии "Моцарт и Сальери" (1830) индивидуализм приводит талантливого композитора Сальери к преступлению - убийству своего гениального друга Моцарта.

Преступление Сальери - идейное преступление. Он убивает Моцарта во имя дорогих ему жизненных принципов, но сами принципы глубоко ложны и безнравственны. Как и скупой рыцарь, Сальери весь в себе. Ему все чуждо в мире, кроме музыки.

Отринув от себя многообразные жизненные впечатления ("... мало жизнь люблю"), Сальери весь погрузился в сферу музыки, где он "достигнул степени высокой". Но жизнь мстит ему: вдохновение приходит не часто. Он вынужден идти в музыке за другими, и, главное, любит не музыку, а самого себя в ней. Сальери убежден, что музыка принадлежит только избранным. Он чувствует гениальность своего друга и не может примириться с тем, что тайны искусства открыты праздному гуляке. И вот он решает распорядиться судьбой Моцарта, считая, что упорным трудом заслужил право быть высшим судьей. "Долг" Сальери вступает в жестокое противоречие с живым чувством к Моцарту, которого он любит. Ему нравится Моцарт - обыкновенный человек, доверчивый, беспечный, простой. Но такой Моцарт не соответствует представлениям Сальери о жреце и избраннике искусства. Так в его рассуждения входит корыстный мотив "пользы". В Моцарте-человеке нет пользы для искусства.

Что пользы, если Моцарт будет живИ новой высоты еще достигнет?Подымет ли он там искусство?Нет, оно падет опять, как он исчезнет...

Во имя сохранения своего узкого представления об искусстве и о Моцарте-композиторе он отравил Моцарта-человека. И только потом его озаряет внезапная мысль:

... Но ужель он прав!И я не гений! Гений и злодействоДве вещи несовместные.

"Долг" Сальери перед искусством оказался ложным, а сам он стал преступником. Эта трагедия, связанная с образом Моцарта, имела для Пушкина глубокий личный философский смысл. Ее философское содержание - в убежденности Пушкина, что искусство творит добро, что оно гуманно.

Пушкин утверждает торжество солнечного, жизнерадостного искусства Моцарта. Для его героя жизнь и искусство нераздельны. Если искусство питается живыми соками действительности и обращено к людям, оно плодотворно и прекрасно. Эта мысль дорога Пушкину, пролагавшему путь реалистическому искусству. К 30-м годам пушкинский реализм достиг своей полной зрелости. В болдинскую осень Пушкин подвел итоги предшествующему творчеству и уже наметил свой новый путь...

 
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: