Символические образы и их смысл в поэме А. А. Блока «Двенадцать» (Второй вариант)


Черный вечер,

Белый снег.

Ветер, ветер!

А. Блок

А. Блок - замечательный, величайший поэт, которому суждено было жить и творить в переломное время, на рубеже двух эпох. Он признавался, что его жизненный и творческий путь пролегал "среди революций", однако события Октября поэт воспринял гораздо глубже и органичнее, чем 1905 год. Возможно, это случилось из-за того, что А. Блок, выйдя из рамок символизма, которыми до этого ограничивал свое творчество, пришел к пониманию, что старый "страшный мир" отжил свое, и чуткое сердце поэта устремилось на поиски нового. "Всем телом, всем сердцем, всем сознанием - слушайте Революцию", - призывал А. Блок. Он - умел слушать, можем услышать и мы, живущие спустя 85 лет после революции, если внимательно прочитаем поэму А. Блока "Двенадцать". В этой поэме все: и неустойчивость буржуазного мира перед новыми силами, и страх перед неизвестным, и стихийность, лежащая в основе переворота, и ожидание грядущих трудностей, и вера в победу.

Стремясь максимально всеобъемлюще и объективно описать реалии того времени, Блок в своей поэме создает целый ряд ярких и многозначных образов-символов, которые позволяют ему еще полнее передать свои ощущения, а нам - услышать "музыку революции".

Один из основных символов стихийности, неудержимости и всеохватности революции - это ветер.

Ветер, ветер!На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -На всем божьем свете!

Здесь отражен и космический характер грядущих преобразований, и невозможность человеку противиться этим изменениям. Никто не остается равнодушным, ничто - незатронутым:

Ветер веселыйИ зол, и рад.Крутит подолы,Прохожих косит...

Революция требует жертв, часто - невинных. Гибнет Катька. Нам мало что о ней известно, но все же ее жаль. Стихийные силы влекут и солдат, бывших разбойников, предающихся "под шумок" безжалостным разбоям и грабежам.

Эх, эх!Позабавиться не грех!Запирайте етажи,Нынче будут грабежи!Отмыкайте погреба -Гуляет нынче голытьба!

Это все - ветер, и не зря в конце он перерастает в страшную вьюгу, которая мешает даже большевистскому отряду из двенадцати человек, заслоняет людей друг от друга.

Образ старого, гибнущего мира предстает перед нами в виде больного, бездомного, голодного пса, которого невозможно прогнать, настолько он назойлив. То он жмется от страха и холода к коленям буржуев, то бежит за борцами революции.

- Отвяжись ты, шелудивый,Я штыком пощекочу!Старый мир, как пес паршивый,Провались - поколочу!

Символичны и контрастные цветовые образы, пронизывающие поэму:

Черный вечер.Белый снег.

Черный цвет здесь многозначен. Это и символ темного, злого начала, и хаоса, и разбушевавшейся стихии - как в мире, так и внутри человека. Именно поэтому перед борцами за новый мир маячит тьма, над ними - "черное, черное небе". Но снег, который постоянно сопровождает отряд, - белый. Он словно очищает горе и жертвы, которых требует революция, будит духовность, выводит к свету. Ведь не зря же в конце поэмы появляется главный, самый яркий и неожиданный образ, всегда бывший символом чистоты и святости:

Нежной поступью надвьюжной,Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз -
Впереди - Исус Христос.

Такова поэма А. Блока "Двенадцать" - своеобразная, правдивая и незабываемая летопись революции тысяча девятисот семнадцатого года.

 
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: